Все мы знаем, что после Второй мировой войны состоялся Нюрнбергский Трибунал (НТ), и на нем ряд немецких организаций были объявлены преступными. Это знание в нас периодически поддерживается сообщениями по ТВ, статьями в СМИ и т.д. И тем не менее это миф.
Я утверждаю - ни одной организации НТ преступной не объявил, это просто неправда, это миф. Он особо опасен, ибо в юридических вещах точность абсолютно необходима - ведь речь идет о судьбах людей, о том, кого и за что осудили, кого считать преступником, а кого нет.
Устав как правовая основа процесса
Преступления гитлеризма и их масштаб потрясли человечество.
Случай был очевидно беспрецедентный, но за военные преступления никогда и никого не судили. А поскольку такая необходимость была признана впервые в истории, то и законов о подобных преступлениях не было.
Потому было решено разработать Устав НТ, исходя из которого НТ должен будет выносить свои вердикты.
Этот Устав был разработан группой юристов, которых назначили правительства великих стран-победительниц: СССР, США, Великобритании и Франции. Т.к. их назначали правительства, то состояли эти группы в основном из специалистов Министерств юстиции указанных стран, т.е. из чиновников.
Устав решил непростую задачу: создать правовую основу для того, чтобы можно было осудить целые организации. Но такая задача противоречила представлениям и традициям юристов, представлявших правовые государства - ведь европейское право основывалось исключительно на представлениях об индивидуальной ответственности (каждый отвечает за свои и только свои деяния).
Т.е. сами представления о групповой ответственности были юристам чужды. Такого в судебной практике никогда не было. Но ведь и преступлений таких в цивилизованные времена не было. И авторы Устава прекрасно это сознавали, что и отразили в таком фрагменте Устава:
Следует отметить, что статья 9 содержит следующие слова: «Трибунал может объявить». Таким образом, Трибунал облечен полномочиями решать по своему усмотрению вопрос, объявит ли он ту или иную ОРГАНИЗАЦИЮ преступной...
Обратим внимание на два обстоятельства.
Трибунал явно призывает судей отвергнуть естественное смущение перед вынесением группового приговора - это первое.
И трибунал настроен на объявление преступными именно организаций. Потому слово «ОРГАНИЗАЦИЯ» я выделил прописными буквами (все дальнейшие выделения - прописными, подчеркнутым или жирным шрифтом также мои).
А что значит признание организации преступной? Это означает, что уже само членство в этой организации является преступным деянием, несущим за собой ответственность уголовную или гражданскую.
Конкретно это разъясняется в Статье 10 Устава:
«Если Трибунал признает ту или иную ГРУППУ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЮ преступной, компетентные национальные власти каждой из подписавшихся сторон имеют право привлекать к суду национальных, военных или оккупационных трибуналов за принадлежность к этой группе или организации. В этих случаях преступный характер группы или организации считается доказанным и не может подвергаться оспариванию».
Последствия признания Трибуналом преступного характера организации со всей ясностью иллюстрируются в законе № 10 Контрольного Совета Германии, принятом 20 декабря 1945 г., который предусматривает:
«Каждое из следующих действий рассматривается как преступление:
...(d) Членство в определенных категориях преступных групп или организаций, преступный характер которых будет признан Международным Военным Трибуналом.
...З. Любое лицо, признанное виновным в любом из упомянутых выше преступлений, может быть в случае осуждения наказано таким образом, как Трибунал это сочтет справедливым. Такое наказание может соответствовать одному или нескольким из следующих пунктов...:
(a) Смертная казнь...
(b) Пожизненное тюремное заключение или заключение на определенный срок с каторжными работами или без каторжных работ.
(f) Лишение некоторых или всех гражданских прав».
Поэтому ЧЛЕН ОРГАНИЗАЦИИ, которую Трибунал признает преступной, может быть впоследствии осужден за преступление, заключавшееся в принадлежности к этой организации, и наказан за это преступление смертью.
Это - новая процедура, предполагающая далеко идущие последствия. Применение ее, если не будут приняты необходимые меры предосторожности, может привести к большой несправедливости.
Итак, все разъяснено. Объявление организации преступной означает правовые последствия для КАЖДОГО ЕЁ ЧЛЕНА.
Причем правовая конструкция выстраивается таким образом: НТ на основании Устава выносит решение о признании той или иной организации преступной - а в дальнейшем каждый член такой организации должен предстать перед судом гражданским или военным.
Замечу, в силу невероятного количества обвиняемых и необходимости закончить процесс очищения общества от преступников в относительно сжатые сроки во многих случаях рассмотрения дел передавалось комиссиям по денацификации или иным похожим структурам, например U.S. High Commission in Germany (HICOG) (Высшей Коммиссии США в Германии).
Они выносили уже конкретные решения по поводу лиц или организаций, определяя уже конкретную степень виновности или невиновности и соответствующую меру ответственности.
Решения НТ при этом использовались уже как НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ - т.е. правовой акт, фактически заменявший закон, которым должны были руководствоваться все дальнейшие суды и комиссии.
Тем самым НТ устанавливал правила - кого считать виновным, а кого нет. Это было естественно: не мог же один процесс разобраться с каждым обвиняемым или даже с каждой группой в тысячи обвиняемых - это было физически невозможно.
Поэтому конкретные приговоры НТ вынес только наиболее значительным преступникам - главным руководителям Рейха.
Касательно всех остальных трибунал должен был лишь указать, кого относить к преступным организациям, а кого нет.
Позиция обвинения - рассматриваются ОРГАНИЗАЦИИ
В НТ шел обычный судебный процесс - выступали обвинители, свидетели, защита. А по завершению судебного расследования с заключительным словом выступили обвинители от всех стран-организаторов.
В роли обвинителей выступили прокуроры - представители стран, а они, заметим, тоже юристы на государственной службе, т.е. государственные чиновники. И характер обвинений вполне соответствует формулировкам Устава - они обвиняют организации.
В качестве преступных рассматриваются: правящая партия НСДАП, точнее ее руководящие работники, правительство Третьего рейха, гестапо и СД, штурмовые отряды СА и, конечно, СС - наиболее преступная из всех преступных организаций.
Вот фрагменты из заключительного выступления представителя обвинения от СССР прокурора Руденко (украинца родом из Черниговщины):
"Я считаю, что виновность германского гитлеровского правительства в тягчайших преступлениях полностью доказана, и оно должно быть признано ПРЕСТУПНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
Германское верховное командование и германский генеральный штаб являлись таким образом одной из важнейших ОРГАНИЗАЦИЙ по осуществлению преступного заговора гитлеровской клики. В результате судебного следствия я считаю полностью доказанным ПРЕСТУПНЫЙ ХАРАКТЕР ЭТОЙ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Как орган массового кровавого террора гестапо является и должно быть признано ПРЕСТУПНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ".
Как мы видим, во всех процитированных фрагментах речь идет о признании преступными именно и только ОРГАНИЗАЦИЙ.
Правда, в Уставе есть еще фрагмент в начале Статьи 10, в котором речь идет о "ГРУППЕ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ", но Руденко совершенно очевидным образом предпочитает говорить об организации.
То, что это не его личная позиция и не позиция СССР, подтверждается финальным абзацем из общего Обвинительного заключения, т.е. согласованной позиции всего Обвинения:
Обвинительное заключение требует, чтобы Трибунал признал преступными следующие ОРГАНИЗАЦИИ: руководящий состав нацистской партии, гестапо, СД, СС, СА, имперский кабинет, генеральный штаб и верховное командование германских вооруженных сил.
Анализ приведенных фрагментов из заключительного выступления прокурора Руденко и, самое главное, Обвинительного заключения не оставляет сомнений - обвиняются именно и прежде всего ОРГАНИЗАЦИИ. Такова позиция государственных юристов стран-победителей.
Вердикт суда - виноваты ГРУППЫ
Однако судьи в демократических странах (понятно, что СССР - исключение) не являются чиновниками на государственной службе. Они являются независимой ветвью власти, избранной гражданами.
И им претит признание преступными целых организаций (что - и уборщиц признаем преступными?), а с политическими интересами они вообще не очень склонны считаться - ну, менталитет у них такой.
Чиновники Минюста и прокуроры с пожеланиями правительств считаться вынуждены, а судьи вовсе нет. И под их руками материалы процесса получают совсем иное освещение, чем того желали политики их же стран.
Чрезвычайно поучительно проследить, какими минимальными средствами это достигается, изменением буквально нескольких слов, притом, что действуют судьи строго в рамках, поставленных для них Уставом. Причем активно используются некоторые, на первый взгляд несущественные, двойственности в формулировках.
Итак, смотрим. Вот приговор руководящему составу нацистской партии НСДАП. Начинается приговор формулировкой обвинения:
Руководящий состав нацистской партии назван в Обвинительном заключении как ГРУППА ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ, которая должна быть объявлена преступной
А вот и заключение - приговор суда:
Трибунал объявляет преступной в том смысле, как это определено Уставом, ГРУППУ, состоящую из:
- тех членов политического руководства, которые занимали посты, перечисленные в предыдущем параграфе,
- или тех, которые вступали в организацию или оставались в ней, зная о том, что она использовалась для совершения действий, определяемых преступными в соответствии со статьей 6 Устава,
- либо тех, которые были лично замешаны как члены организации в совершении подобных преступлений.
Обратите внимание на две важные вещи: НТ объявляет преступной уже только группу, об организации нет и речи. И он вводит признаки отнесения к этой группе.
Поскольку организация исчезла, а появилась группа, да еще и с признаками принадлежности к этой группе, обвинить конкретное лицо или группу лиц по чисто формальным признакам членства нельзя.
А это означает, что огульного осуждения быть не может - и вердикт о виновности конкретного лица или группы может вынести только суд или орган, его заменяющий.
Поглядим далее - как высказался НТ по поводу гестапо и СД (их дела были объединены в совместное производство).
Рассматривая дело СД, Трибунал имеет в виду отделы III,IV и VII главного имперского управления безопасности (РСХА) и всех других членов СД, в том числе всех местных представителей и агентов, почетных или каких-либо других, независимо от того, являлись ли они формально членами СС или нет.
Трибунал признает преступной, согласно Уставу, ГРУППУ, состоящую из тех членов гестапо и СД, занимавших посты, перечисленные в предыдущем параграфе, которые вступили в организацию или оставались в ней, зная о том, что она использовалась для совершения действий, объявленных преступными в соответствии со статьей 6 Устава, или как члены организации лично принимали участие в совершении подобных преступлений.
Основой для вынесения настоящего приговора является то, участвовала ли организация в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, связанных с войной; поэтому эта группа, признанная преступной, не может включать лиц, которые более не занимали постов, перечисленных в предыдущем параграфе, после 1 сентября 1939 г.
Мы видим ту же картину. Преступной признается исключительно "ГРУППА ЛИЦ", термин "организация" в приговоре не фигурирует - это принципиальное отличие.
Далее, указаны как признаки ВКЛЮЧЕНИЯ в эту группу, так и признаки ИСКЛЮЧЕНИЯ.
А значит, для конкретного осуждения необходимо, опять-таки, решение суда, причем отсутствие членства в СС не освобождает от ответственности, но и формальное членство в СС автоматически таковой не влечет.
В случае СС мы видим ту же картину:
Обвинение назвало охранные отряды национал-социалистской рабочей партии Германии (общеизвестные под названием СС) в качестве ОРГАНИЗАЦИИ, которая должна быть признана преступной.
И решение трибунала:
Трибунал объявляет преступной, согласно определению Устава, ГРУППУ, состоящую из тех лиц, которые были официально приняты в члены СС и перечислены в предыдущем параграфе, которые стали членами этой организации или оставались ее членами, зная, что эта организация используется для совершения действий, определяемых преступными в соответствии со статьей 6 Устава, или тех лиц, которые были лично замешаны как члены организации в совершении подобных преступлений, ИСКЛЮЧАЯ, однако, тех лиц, которые были призваны в данную организацию государственными органами, причем таким образом, что они не имели права выбора, А ТАКЖЕ тех лиц, которые не совершали подобных преступлений.
В общем, как везде. Обвиняется не организация, а группа лиц - причем указаны признаки включения и признаки исключения.
Что это значит? Это значит, что НТ в своих решениях максимально избегает формальных признаков, избегает ситуаций, когда человек объявляется преступником лишь потому, что состоял в гестапо или даже в СС.
То есть НТ четко различает формальное членство и реальное членство, влекущее за собой определенные юридические последствия, перечисленные в Статье 10 Устава.
Более того, НТ специально подчеркнул это в преамбуле к приговору: "Формальное членство не подпадает под действие этого решения".
Выводы: преступные организации - миф
1. Ни одной организации как таковой Нюрнбергский трибунал преступной не объявил, даже такие одиозные, как СС и гестапо.
2. Во всех резолюциях НТ речь идет только о «группах лиц». Эти группы лиц описываются определенными признаками включения и признаками исключения.
3. Определять, подпадает ли данное лицо или группа лиц под эти признаки, могут лишь суды или комиссии, уполномоченные на это правительствами стран.
4. Формальное членство в организации не может быть основанием для судебных приговоров или признания лица виновным - оно может быть основанием лишь для соответствующего расследования. При отсутствии решения суда или комиссии каждый считается невиновным - в силу презумпции невиновности.
Я отдаю себе отчет в том, что далеко не все согласятся с моими выводами хотя бы уж потому, что многолетняя пропаганда и мифы, распространяемые в СМИ, приучили нас к тому, что преступные организации есть и уже само членство в них делает человека преступником.
Но от мифов следует избавляться, хотя это порою и болезненно.
И еще одно важное замечание.
Я не защищаю нацистов, СС-овцев и гестаповцев.
Я защищаю решения Нюрнбергского Трибунала.
Я защищаю общественное сознание от пропагандистских мифов и облегченного понимания реальности.
Вот эти две последние задачи и представляются мне важными.